Пенсионная реформа

Новой стадией формирования пенсионной системы стала реформа. Запланирована программа изменений с 2019-2028 г. Нововведения являются неизбежной мерой Правительства по улучшению благосостояния граждан разных возрастов, но главным объектом корректировок являются пенсионеры.
Причины и цель реформы
Предусматривается поэтапное увеличение пенсионного возраста (ПВ) для женщин - 55 - 60 л, для мужчин — от 60-65. Поправки и корректировки затронут ряд граждан, но имеются льготные категории. Реформирование не затронет медперсонал, педагогов, артистов, северян, многодетных матерей, граждан, заработавших 42 и 37 л трудового стажа у мужчин и женщин соответственно. К категории относятся лица, занятые на тяжелом производстве, служащие силовых ведомств страны, военные.
По планам Правительства, постепенный рост возрастного порога позволит перераспределить высвобождающиеся деньги на рост выплат (на 1000 рублей каждые 12 мес). За счет молодого трудоспособного поколения России изменятся пенсии (П) пожилых людей в сторону роста. Поправки соответствуют введенному новому ФЗ «О совершенствовании пенсионного законодательства».
За последние 100 лет решение о повышении возраста стало беспрецедентным. Оно вызвано снижением рождаемости, ростом продолжительности жизни граждан. Повышение возрастного фактора выхода на пенсию из-за достижения определенного возраста (старости) является общемировой тенденцией и совершается практически во всех странах.
Многие россияне негативно встретили поправки Путина, но, это неизбежная мера, нацеленная на положительный результат для населения страны. Законопроект несколько раз корректировался, вносились поправки и изменения, поддерживаемые депутатами Государственной думы. Итоговое решение опубликовалось в СМИ, было предоставлено гражданам в официальном выступлении Президента страны.
Дефицит ПФ возник на фоне старения населения, сокращения работающих к получателям выплаты по старости. По причине сокращения рождаемости, соотношение работающих, лиц на иждивении не изменилось. Большинство мужчин не доживает до пенсионного возраста. Без проведения кардинальных мероприятий, средств фонда хватило бы на 6-10 лет, поэтому о социальном обеспечении россиян следует подумать заранее.
Порядок изменения пенсионного возраста
Новые коррективы спровоцировали неоднозначную реакцию общества и органов власти, повысив социальный дисбаланс и напряженность. Изменение системы коснется разных сторон общественной жизни. Это касается рынка труда, занятости, реализации национальных проектов, традиций семейных отношений. Постепенные корректировки возрастной планки будут слабо ощутимы.
Общий случай
Мужчины, женщины выйдут на заслуженный отдых в 65, 60 лет соответственно. Это касается граждан, родившихся с 1959-1963, 1964-1968 гг. мужчин и женщин.
Период рождения (Ж) |
Возраст (лет) |
Изменение |
Период рождения (М) |
Возраст |
Изменение |
до 1963 |
55 |
- |
по 1958 |
60 |
- |
1964 |
55,5 |
+0,5 |
1959 |
60,5 |
0,5 |
1965 |
56,5 |
1,5 |
1960 |
61,5 |
1,5 |
1966 |
58 |
3 |
1961 |
63 |
3 |
1967 |
59 |
4 |
1962 |
64 |
4 |
с 1968 |
60 |
5 |
с 1963 |
65 |
5 |
Постепенное изменение переходного периода выхода на заслуженный отдых будет менее заметным.
Большой стаж
Граждане смогут выйти на П досрочно после отработки определенного количество лет трудового, страхового стажа. Главным условием будет осуществление отчислений работодателем по причине официального трудоустройства, количество многолетнего стажа у М - 42, а у Ж - 37 лет.
В стаж включаются трудовые будни, оформление больничного. Исключением являются декрет, уход за ребенком по достижении трех лет, срочная служба в армии. Это касается условия, когда возраст предпенсионера превышает 60/55 лет соответственно.
Педагоги, медики, артисты
Требования к продолжительности специального стажа не корректируются, по сравнению с функционировавшими прежде. После наработки стажа нужно «просуществовать» несколько лет (трудясь по любой профессии или не работая). Для работников сферы здравоохранения с 2002 г действует порядок исчисления согласно законодательным нормам.
Основные правила расчета льготного стажа:
- Стандартный учет по календарю.
- С помощью коэффициента - 1:1,3 для работников сельских поселений, деревень. Учитывается 1:1,5 для трудящихся на особых должностях, требующих повышенного внимания и знаний.
- Время работы до 1999 г учитывается как полный стаж, включая сокращенное время трудовой деятельности.
- С ноября 1999 учитываются дни с полной ставкой.
- При одновременной работе в разных медучреждениях или должностях, отработанное время складывается, получая полную ставку.
Для работников за пределами страны, трудовой стаж учитывается по основным правилам. С целью получения обеспечения по выслуге лет, педагогам, учителям и преподавателям нужно отработать на профильной должности минимум 25 лет. Право досрочной льготы устанавливается аналогично прежним требованиям, но воспользоваться можно спустя пять лет после отсрочки по новой реформе. Вводится переходный этап.
Работники творческой области, чья трудовая деятельность связана с театральными или прочими выступлениями, должны отложить получение пособий до достижения 55-60 л. До нововведений эти цифры были 50-55 л. Льготный стаж по данным профессиям составляет 15-30 л. Увеличение пенсионного возраста происходит поэтапно — пять лет по одному году, минус первые 2 г (2019, 2020).
Жители Крайнего Севера
Для этой категории россиян ПВ возрастает с сохранением пятилетней разницы по сравнению с жителями других регионов, но переходный этап перенесен по годам рождения. Мужчины 1963 - 1968 г.р. станут пенсионерами к 55, 55,5, 56,5, 58, 59, 60 л, а женщины 1968 - 1973 г.р. — 50, 50,5, 51,5, 53, 54, 55 л. Главным условием является работа в условиях холодного климата 15 л, а в приравненных территориях Севера - 20 л.
Женщины с детьми
Многодетные матери, имеющие пять и более детей, выходят на П с 50 л. При наличии 4 детей- 56,трех - 57. Условием исполнения является воспитание ребенка до 8 л. минимум.
Обладатели пенсионных накоплений
Частично россиян, имеющих накопления в ПФР или НПФ затронут корректировки системы. Накопительная часть выплачивается с 60/55 лет, а страховая — по общим правилам. Прежний, не измененный возрастной фактор действует для выплат из негосударственного фонда по частным договорам, составленным до начала реформы. Единственным недостатком этой части отчислений является возможный риск банкротства или мошенничества со стороны организации.
Требования к страховому стажу
До новых изменений 2019 г в системе социально-пенсионного обеспечения предусмотрены нарастающие ежегодно условия по страховому стажу, пенсионным баллам. Главные требования должны соблюдаться, чтобы новые поправки действовали корректно.
С 2019 г на размер пенсионного пособия влияет страховой стаж — временные периоды трудовой деятельности, когда перечислялись взносы работодателем в ПФ. Когда минимального стажа недостаточно, человек, выйдя на заслуженный отдых, получит минимальное пособие по достижении ПВ. На выплаты можно надеяться спустя пять лет после учрежденного возраста (с учетом повышения по новому ФЗ).
Новые правила для социальной пенсии
До 2018 г у россиян, не заработавших необходимое число лет трудового, страхового стажа, достаточного для начисления пенсии (65/60 л), выплачивается соцпенсия - минимальная сумма поддержки от государства. Относительно реформирования, возраст выхода на соцпенсию повысится до 70 (65) л «параллельно» росту страховой пенсии.
Корректировки возраста:
- Мужчины 1953-1958 г.р. (65 (до 1953), 65,5, 66,5, 68, 69, 70 лет).
- Женщины 1958-1963 (60 (до 1958), 60,5, 61,5, 63,64, 65).
Возраст выплат соцпенсии безработным северянам не изменился (М - 55, ж - 50 л). Величина пенсии от государства (социального характера) по достижении ПВ с 1 апреля 2019 составляет 5304.
Осуществление пенсионной реформы
Перед Правительством поставлены указания, отражающие сущность поправок. Это сокращение бедности, нищеты в два раза, предупреждение роста этого порога за счет лиц, находящихся на заслуженном отдыхе по старости. Увеличение роста выплат с опережением инфляции, создание, внедрение федеральных, региональных программ по поддержке пенсионеров, увеличение качественного уровня жизни.
Начало новой системы положено с 1 января 2019, закреплено документом No 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Множество негативных высказываний, митингов, пикетов граждан вынудило Министра экономического развития страны остановить новые изменения, предложив заморозить увеличение возрастного фактора для предпенсионеров. По мнению экспертов, неприемлема ситуация не только с изменением возраста в сторону роста, но и высокая планка этого показателя для мужского населения.
После нововведений пилотного проекта поправок возникли неточности законодательной базы. Противоречия коснулись отсутствия роста реальных выплат пенсионерам, вышедшим на заслуженный отдых. Возникли ошибки при создании списка профессий сельскохозяйственной направленности, предоставляющих льготное довольствие.
Долю финансирования, высвобожденную при реформировании, направят на исполнение национальных проектов в разные сферы. Изменение одной программы влияет на другую. Повысив возраст выхода на пенсию, будущие пенсионерки не смогут сидеть с внуками, а родителям придется работать, забыв про рождение второго или последующего ребенка по понятным причинам.
Модификация системы затронула проблему занятости. По прогнозам специалистов к 2024 г в два раза резко возрастет безработица. Пострадают выпускники Высших учебных заведений, которые не смогут устроиться на работу по специальности. Увеличится количество неофициально трудоустроенных граждан, что повлияет на сокрытие налогов, неуплату этих сумм в госказну.
Последствием отсутствия работы будет обострение региональных проблем, исход населения из восточных территорий и национальные конфликты. Весной текущего периода принят ФЗ о доплатах малообеспеченным пенсионерам выше прожиточного минимума. Благодаря нововведению устранена накладка при индексировании выплат. С мая увеличены пенсии ветеранов ВОВ примерно на 9500 рублей в месяц. Группы работников сельского хозяйства получат 25 % надбавку к фиксированной выплате, если отработали в области более тридцати лет.
Официальным изменением стал проект о прежних нормах возрастного фактора для участников, ветеранов боевых действий на Северном Кавказе, Афганистане и приравненным к ним республикам.
Депутаты Госдумы проверяли соответствие реформирования главному документу страны — Конституции. По мнению экспертов, нормы нового Федерального закона не соответствуют Конституции. Судебная инстанция установила, что основной нормативный документ государства не решает вопросы пенсионного обеспечения населения.
Нормативные ориентиры для определения возраста содержатся в международно-правовых актах, не препятствующих учету особенностей демографических и социально-экономических ситуаций.
Нововведения оправданы необходимостью разработки радикальных мер сложившейся экономической ситуации и на ближайшую перспективу. Текущая ситуация не соответствует действительности, заявленной еще в советское время. Шестидесятилетний и пятидесяти пятилетний рубеж для мужчин и женщин, установленный в начале 30 г 20 века, не учитывает актуальную продолжительность жизни, ее полное изменение, опыт остальных стран, развитие здравоохранения и прочие социальные условия.
Предусматривается, что полученные средства пот новым правилам направятся на реализацию национальных проектов по указам 2018 г. Бюджет пополнится под долгосрочные задачи России, а реформирование предоставит возможность увеличить пособие по старости на одну тысячу рублей ежегодно. Эти показатели опередят инфляционные факторы, из-за высокого развития здравоохранения, медицины количество нетрудоспособных граждан увеличится, а трудоспособных снизится.